Pfeifer
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Литература » Времена не выбирают. В них живут
Времена не выбирают. В них живут
WinterДата: Суббота, 27.02.2010, 12:47 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 93
Репутация: 0
Статус: Offline
Времена не выбирают. В них живут

МНГ 17.09.2007

В этом году 10 октября средняя школа села Новая Заимка Тюменской области, руководители местного Дома культуры, члены духового оркестра и дети Эдуарда Эдуардовича Байера готовятся отметить столетие своего замечательного земляка.

Эдуард Байер родился 10 октября 1907 года в с. Пфайфер Франкского кантона Автономной советской социалистической республики немцев Поволжья (АССРНП). Еще в школе он записался в музыкальные кружки: хоровой, струнный, духовой – к учителю музыки Вейнмайеру, а поскольку его музыкальным способностям помогали огромное желание и совсем недетская работоспособность, то к окончанию 9-го класса Эдуард научился довольно неплохо играть на фортепиано, скрипке и трубе.

В 1929 году он был призван в Красную армию, служил на ДальнемВостоке, в г. Спасске. Переносить тяготы армейской жизни ему помогала музыка, поскольку служить его назначили в музыкальный полк. Потом он часто будет рассказывать своим будущим ученикам об одном эпизоде, в котором наглядно проявилась великая сила музыки. …Воинское подразделение, в котором служил Эдуард, совершало учебный марш-бросок на 50 километров. Внезапно погода испортилась, повалил мокрый снег. Заночевать пришлось в полуразрушенном здании без крыши. Уставшие солдаты свалились прямо на пол, прижавшись друг к другу, чтобы хоть немного согреться. Когда наступило утро, и солдаты проснулись, они были засыпаны снегом, а шинели примерзли к каменному полу. Замерзшие, измученные пустились они в обратный путь. Снег растаял, дорога раскисла. Грязь огромными пудовыми комьями налипала на сапоги, солдаты с трудом передвигали ноги. К концу 50-километрового марша подразделение походило на стадо баранов, растянувшееся по дороге на несколько километров. Но вот, наконец, вдали показались первые дома города. Сделали привал, чтобы дождаться отставших солдат. Кое-как построились, музыканты взяли в руки инструменты. Раздались первые звуки походного марша, сначала нестройные и хриплые, но постепенно мелодия приобретала ритмичность и выразительность. И произошло чудо: у солдат расправились плечи, выпрямились спины, поднялись головы. И в город воинское подразделение вошло стройными рядами, четко печатая шаг по булыжной мостовой.
В 1931 году Эдуард вернулся в родные волжские края, устроился работать в Дом культуры села Франк и организовал духовой оркестр, который стал главным персонажем всех мероприятий Франкского кантона. Одновременно Эдуард Эдуардович работал учителем музыки и пения в начальной школе, где организовал различные музыкальные кружки.
В 1939 году вместе со своей семьей – женой Идой Александровной и двумя детьми Эрикой и Юрой – переехал в село Гуссенбах, где продолжил свою музыкальную деятельность.
Но наступил роковой для советских немцев день –- 28 августа 1941 года, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому все советские немцы были изгнаны из своих родных мест и сосланы в районы Сибири и Казахстана. Из 805-ти тысяч депортированных немцев около 84 тысяч были направлены в Омскую область, в состав которой входила в то время и Тюменская область.
В конце сентября 1941 года в с. Уват Уватского района прибыла партия эвакуированных немцев – 97 семей. Среди них была и семья Байер. У местного населения и руководства было неоднозначное отношение к спецпоселенцам. Мало кто в этом населенном пункте, затерянном в глухой тайге, понимал, откуда взялись эти немцы. Одни считали, что это взятые в плен немцы из Германии (прибывшие люди не знали русского языка), и пытались рассмотреть рога у них на голове (так изображали немцев в своих карикатурах советские художники). Другие понимали, что эти люди, лишенные своего крова и оказавшиеся без средств существования, переживают самый трагический момент в своей жизни и нуждаются в помощи. Почти повсеместно всех сосланных немцев использовали только на сельхозработах. Но в семейном архиве семьи хранится один документ – «Выписка из приказа № 228 по Уватскому районо от 14 октября 1941». В нем говорится: «Назначить т.Байера в качестве директора районного клуба. К работе приступить с 15 октября 1941г.», который наглядно показывает отношение к спецпоселенцу заведующего районным отделом народного образования, не побоявшегося назначить «врага народа, шпиона и диверсанта» на руководящую должность. Да и жену Эдуарда Эдуардовича Иду Александровну тоже взяли на работу в школу учительницей. И она, как вспоминает их старшая дочь Эрика, ходила в школу зимой по снегу… в туфельках. Потому, что у нее просто не было другой обуви.
Не успели переселенцы обжиться на новом месте, как грянула вторая волна массовых репрессий: мужчин от 17-ти до 50 лет забирали в «Трудовую армию». Эти «рабочие колонны» – трудовые лагеря НКВД– ничем не отличались от концентрационных. Налицо были все лагерные атрибуты: бараки с двухъярусными нарами, военизированная охрана, смотровые вышки, сторожевые собаки, карцер, скудное питание, отсутствие медицинской помощи, многочасовой изнурительный труд на лесозаготовках, строительстве оборонных заводов, в шахтах и рудниках. В этих лагерях погиб каждый второй немец.
Эдуард Эдуардович был взят в «Трудармию» сразу же после выхода Указа – в январе 1942 года. Ида Александровна осталась с двумя малолетними детьми на руках, в самый разгар сибирской холодной зимы без дров и самого главного продукта питания населения – картофеля, не говоря уже о свекле и моркови. Чтобы спасти себя и детей от голода и холода, она устроилась в детский сад нянечкой, часто оставаясь здесь ночевать, пристроив детей прямо на полу у протопленной печки.
Эдуард Эдуардович оказался в Ивдельлаге, на лесоповале. Буквально через несколько месяцев он истощал настолько, что с трудом передвигал ноги. Спасла его … музыка: срочно понадобился оркестр, музыкантов собирали во всем лагерям этой зоны. Эдуарда Эдуардовича назначили его руководителем. В городах Ивделе и Серове оркестр пользовался успехом среди населения, выступая в госпиталях и школах.
Он вернулся в Уват, к своей семье только в 1947 году, и опять с головой окунулся в работу. Вся художественная самодеятельность
районного Дома культуры и средней школы держалась на его энергии, энтузиазме и любви к музыке, которой он заражал других.
Подросли старшие дети и стали его помощниками: сын Юрий играл на баяне в струнном оркестре и на трубе в духовом, дочь Эрика играла на гитаре и аккомпанировала певцам на аккордеоне.
Вскоре в семье появились ещё две девочки: в 1948 году – Алиса, а в 1951 году – Лилия.
В Увате они прожили до 1956 года. И с какой же самоотдачей надо было трудиться, чтобы оставить за короткие 9 лет работы заметный след в более чем 100-летней истории школы и 300-летней истории села. Подтверждение тому – строки из статьи Уватской районной газеты от 8 сентября 1995 года, весь номер которой был посвящен 100-летию Уватской средней школы.
«…Старшее поколение хорошо помнит школьные вечера того времени. Если не было спектакля, то они были музыкальными. А душой их была семья Байер и, несомненно, в первую очередь её глава Эдуард Эдуардович. Одаренный музыкант, прекрасный человек, он всеми силами старался привить сельским ребятишкам любовь к искусству, музыке…»
В 2000 году, по случаю 75-летия Уватского района, вышла из печати книга «История земли уватской», где также немало строк посвящено деятельности Эдуарда Эдуардовича. Вот лишь некоторые фрагменты: «Самодеятельные артисты из Увата нередко занимали призовые места в областных смотрах. Работал хор, были созданы драматический, хоровой, танцевальный, струнный, духовой кружки. Духовым и струнным оркестром в те годы руководил Э.Э. Байер. Созданный им духовой оркестр существовал многие годы и после отъезда Э.Э. Байера.
Вся большая семья Байер была связана с музыкой. Сам Эдуард Эдуардович давал уроки музыки в школе и в частном порядке (совершенно бесплатно – А.Б.). Был строгим, требовательным, прекрасно знал нотную грамоту. Это был профессиональный музыкант.
Духовой оркестр был большой, музыканты играли на танцах, на торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях.
Культбригада в летний период обслуживала тружеников полей и ферм. От деревни к деревне шли пешком, а на лошади везли инструменты, костюмы и декорации. В годы с высоким уровнем воды ездили на весельных лодках. Когда подплывали к берегу – обязательно играл духовой оркестр. Люди сразу собирались, встречали их. Как правило, успевали обслуживать жителей самых отдаленных деревень на севере и юге Уватского района. И всегда с культбригадой были струнный и духовой оркестры. Душой коллектива были Э.Байер и Р. Медведева».
Осенью 1956 года старшие дети поступили в только что открывшееся Тюменское музыкальное училище. К этому времени спецпоселенцы были уже освобождены из-под административного надзора органов МВД и сняты с учета в местах спецпоселений. На Волгу возвращаться было запрещено, но можно было переехать хотя бы поближе к детям, и Эдуард Эдуардович принимает решение перебраться в г. Ялуторовск. Здесь он работает в нескольких местах: в городском Доме культуры, музыкальным работником в детских садах и в школе слабовидящих детей.
В 1961 году семья Байер переехала в Новую Заимку Заводоуковского района. Это был самый плодотворный период работы Эдуарда Эдуардовича. Он создал духовой и струнный оркестры, ансамбль баянистов и аккордеонистов. И, можете себе представить, даже хор мальчиков, исполнявший под аккомпанемент духового оркестра любимые всеми песни того времени: «Хотят ли русские войны?», «Бухенвальдский набат» и многие другие. Дети сельской глубинки, прежде не только не знавшие нот, но даже и названия музыкальных инструментов, учились играть на альте и баритоне, на басе и кларнете, на тромбоне и валторне, на мандолине и домре, на аккордеоне и даже на скрипке.
В первый же год работы Байера Э.Э. Новозаимская средняя школа заняла 1-е место на районном смотре художественной самодеятельности и за все годы работы Эдуарда Эдуардовича в школе не уступила никому своего первенства, несмотря на сильных соперников в г. Заводоуковске, где был сосредоточен огромный потенциал музыкальных педагогических кадров. В 1966 году Новозаимский школьный духовой оркестр занял первое место в областном смотре духовых оркестров, дважды он становился лауреатом областных смотров в рамках Всесоюзного фестиваля самодеятельного народного творчества. В 1980 году ему было присвоено почетное звание «народного». Множество почетных грамот, подарков, сувениров – признание мастерства юных музыкантов. Их приглашали с концертами в села и деревни Омутинского и Заводоуковского районов и везде выступающих награждали бурными аплодисментами. После концерта артисты не спешили уезжать, в фойе клуба всегда играл духовой оркестр. И это был настоящий праздник для жителей сельской глубинки.
Более сорока пяти лет назад выпустились его первые ученики. Но вскоре вернулись со своими детьми. А те, вырастая, понимали, что учиться у Эдуарда Эдуардовича – это счастье и особая гордость. Феномен любви к нему непостижим. Его обожали детишки детского сада, с которыми он проводил музыкальные занятия, и хулиганистые подростки, которых он умел держать в ежовых рукавицах, он был необыкновенным рассказчиком и внимательным слушателем…
Эдуард Эдуардович никогда не считал себя обойденным судьбой. Она, судьба, подарила ему уважение и любовь людей, несмотря на все выпавшие на его долю тяжелые испытания, он был счастлив, когда видел, что своим искусством дарит людям радость.
Труд Байера Эдуарда Эдуардовича отмечен орденом Трудового Красного знамени, орденом «Знак почета», медалью «К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина» и многочисленными грамотами.
Незадолго до смерти ему собирались присвоить звание «Заслуженный работник культуры» и даже начали собирать документы. Но присвоить его не успели. Однако он приобрел гораздо большее: добрую память людей. Его не стало 7 июня 1985 года. На похороны приехали его бывшие ученики. И это был единственный случай, когда духовой оркестр Байера играл без него. Инструментов на всех не хватало, они переходили из рук в руки.
...На здании Новозаимской средней школы открыта мемориальная доска. На вишневом фоне золотыми буквами выведено: «В этой школе работал учитель музыки и пения, руководитель сельской художественной самодеятельности и народного духового оркестра Байер Эдуард Эдуардович».

Алиса Боргер,

ведущий методист отдела немецкой культуры ЦНК Тюмени, дочь Э. Байера

http://www.ru.mdz-moskau.eu

 
Форум » История » Литература » Времена не выбирают. В них живут
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz